Rose debug info
---------------

Подписка на блог

Customize in /user/extras/subscribe-sheet.tmpl.php.

Sample text.

Twitter, Facebook, VK, Telegram, LinkedIn, Odnoklassniki, Pinterest, РСС JSON Feed

Sample text.

Педагогическая кибернетика

«Современная наука и техника обусловили резкое возрастание объема сведений, которые включаются (или должны быть включены) в общеобразовательный минимум; все более дает о себе знать несоответствие стихийно сложившихся программ и методик обучения специалистов действительным запросам профессиональных квалификаций. Эти задачи не могут быть решены в рамках традиционной описательной педагогики. Ученые столкнулись с отсутствием достаточно удовлетворительной теории обучения, основанной на объективных критериях. Вследствие этого противоречия уже в начале прошлого века перед учеными возникла задача построения рациональной теории и методики обучения. В задачу рационализации обучения или же научной организации обучения входит создание теории обучения. В связи с тем, что обучение является классическим образцом процесса управления, в прошлом веке были попытки применить к педагогике, науке об обучении (частном случае управления), идеи и методы науки об управлении — кибернетики» [1].

«Применение положений теоретической кибернетики к кругу вопросов, связанных психологическими закономерностями учения, образует основу для создания педагогической кибернетики, цель которой состоит в объективации процесса обучения и в использовании в ходе преподавания научных знаний и методов.
Управление обучением, его регулирование отличаются от общей схемы регулирования количества информации, поступающей извне. Управлять обучением студента означает определенным образом организовать обеспечение его информацией, создать соответствующий уровень понимания при ее обработке, сформировать в сознании студента образ определенной системы содержания и алгоритмов информации, которой он овладевает.
Управление обучением нельзя рассматривать в виде упрощенной схемы переноса информации от управляющего элемента к управляемому элементу. Помимо преподносимой информации на учащегося действует множество других факторов, в том числе сказываются его психическое и физическое состояние, знания, мотивация, привычки, настроение и т. п. Эти факторы необходимо изучать и знать. Коммуникация между управляющим (преподаватель) и управляемым (студент) элементами является двусторонней, она осуществляется в условиях действия обратной связи» [2].

«Процесс обучения подразумевает принятие и усвоение сообщения, только в этом случае сообщение становится для приемника (ученика) сигналами деятельности, т. е. элементами мышления» [3].

«Переданная обучаемому информация не просто преобразуется, а усваивается. Усвоение — сложный психологический процесс, связанный с вниманием, восприятием, осмысливанием, запоминанием, мотивацией деятельности и т. д., который происходит у каждого обучаемого по-разному» [4].

Реализация принципов кибернетической педагогики получила развитие в программированном (программном) обучении.

«Программируемое обучение — это дидактическая система, возникшая в результате проникновения идей кибернетики в педагогику, которая исходит из психолого-педагогических закономерностей и требований оптимизации управления процессом обучения, реализуется с использованием специальных технических средств либо обучающих текстов» [5].

«Процесс обучения, исходя из концепции программированного обучения, представляет собой строго расчлененный во времени процесс. Это расчленение на так называемые элементарные акты обучения, соответствующие элементарным „порциям“ учебной информации, должно производиться не на основе так называемого педагогического опыта, а на основании объективных критериев (логико-математической оценки и пр.), обеспечивающих оптимальность такого разбиения.

Руководящий тезис программированного обучения состоит не в утверждении единственности такого „наилучшего“ разбиения, а в признании принципиальной возможности произвести разбиение с точки зрения некоторой фиксированной совокупности выбранных критериев и возможности найти такие объективные (в точно оговоренном смысле) критерии.

Важной чертой программированного обучения является требование эффективного контроля усвоения каждой элементарной „порции“, причем именно немедленного контроля, гарантирующего в случае успешного усвоения немедленное же продвижение вперед по „программе“, а в случае неуспеха — немедленное повторение или разъяснение.

Важнейшим признаком программированного обучения служит индивидуализация схемы обучения каждого обучаемого в процессе массового (одновременного) обучения группы учащихся. Существующая педагогическая практика всегда вынуждена ориентироваться на так называемого „среднего ученика“.

Программа процесса обучения понимается не как обычная школьная программа, имеющая характер приблизительного описания, а как аналогия программы вычислительной машины» [6].

«Особенность больших систем (например, высших учебных заведений) — наличие в них людей, обладающих свободной действий в рамках функционирования системы. Это обстоятельство усложняет процесс управления и резко уменьшает надежду на полную формализацию описания функционирования объекта» [7].

«Добиться повышения эффективности учебного процесса можно лишь на основе разумного сочетания традиционной системы и программно-управляемого обучения» [8].

Список использованных источников:
1) Гастев Ю. А. О методологических вопросах рационализации обучения // Кибернетика, мышление, жизнь. М., 1964. С. 459—472 // Кибернетика, мышление, жизнь. Под ред. А. И. Берга и др. М., 1964.
2) Блажей, Антон. Научно-техническая революция и инженерное образование / А. Блажей, Д. Дриенски, И. Перлаки; Перевод со словац. Л. С. Каганова; Под ред. А. Я. Савельева. — М. : Высш. шк., 1988. — С.106-110
3) Турбович Л. Т. Информационно-семантическая модель обучения. — Лен-д: Изд-во ЛГУ, 1970. — С. 33
4) Александров, Г. Н. Программированное обучение и его место в медицинских вузах [Текст] / Г.Н. Александров, Г.Л. Ратнер. — М. : Медицина, 1968. — 184 с.
5) Александров, Г. Н. Программированное обучение и его место в медицинских вузах [Текст] / Г.Н. Александров, Г.Л. Ратнер. — М. : Медицина, 1968. — 184 с.
6) Гастев Ю. А. О методологических вопросах рационализации обучения // Кибернетика, мышление, жизнь. М., 1964. С. 459—472 // Кибернетика, мышление, жизнь. Под ред. А. И. Берга и др. М., 1964.
7) Поспелов Д.А. Большие системы (ситуационное управление). М.: 1975. C. 5
8) Александров, Г. Н. Программированное обучение и его место в медицинских вузах [Текст] / Г.Н. Александров, Г.Л. Ратнер. — М. : Медицина, 1968. — 184 с.

Подписаться на блог
Поделиться
Отправить
Дальше