Rose debug info
---------------

Подписка на блог

Customize in /user/extras/subscribe-sheet.tmpl.php.

Sample text.

Twitter, Facebook, VK, Telegram, LinkedIn, Odnoklassniki, Pinterest, РСС JSON Feed

Sample text.

Основные стадии научно-исследовательской работы

Любая научно-исследовательская работа проходит три стадии:

  1. собирание материалов, необходимых для решения проблемы;
  2. обработка полученных материалов;
  3. внешнее (большей частью литературное) оформление результатов исследования.

Выбрать актуальную тему позволяет, например, обзор сайта arXiv — это архив статей с открытым доступом. Можно попробовать решить старые задачи новыми методами.

Вслед за выбором темы следует работа по ознакомлению с историей намеченного для исследования вопроса (важно изучить вопрос в развитии) и с современным его состоянием (чтение диссертаций по данному вопросу). Это необходимо, чтобы избавить себя от повторения ранее уже произведенных работ и более правильно сформулировать тему исследования.

Полезно выслушать мнение специалистов (опытных практических работников), чтобы выявить различные аспекты исследования. Это позволит поставить дальнейшую работу на более твердый базис.

Далее следует с помощью классификации предметной области показать (узкую) область собственных исследований, если, конечно, вы не пишете докторскую диссертацию:

В процессе ознакомления исследователь выявляет проблематику данного вопроса. На этом этапе определяется объем предстоящей работы (грубо ориентировочный план работы).

План должен в схематическом виде содержать основные и второстепенные вопросы проблемы, последовательность, в которой эти вопросы должны будут разрешаться, и предположительно определяемое время на отдельные стадии и на всю работу в целом. В дальнейшем в процессе работы этот план будет уточняться, детализироваться или полностью заменится другим, совершенно новым планом.

В качестве основных можно назвать следующие четыре метода собирания научных данных:

  1. использование литературных источников;
    — внешний осмотр книги;
    — беглый просмотр содержания (авторское и редакторское предисловие);
    — сплошное чтение (книга прочитывается целиком от начала до конца, но не следует читать в состоянии усталости, никогда не следует читать слишком быстро, т. к. «торопливость — разновидность лености» — Э. Фаге );
    — тщательная проработка текста («при чтении надо делать как можно больше выписок и почаще их пересматривать» — Генри Томас Бокль, оригинальные мысли исследователя — это самое ценное, что имеется в его работе, «превосходнейшая мысль рискует быть безвозвратно утраченной, если она не была записана» — А. Шопенгауэр ).
  2. общение с компетентными лицами (предпочтительно устное общение, если есть такая возможность);
  3. научное наблюдение (такое восприятие явлений, которое характеризуется наличием заранее установленной конкретной цели наблюдения, сознательным выбором своего объекта и сознательным направлением внимания на определенные стороны наблюдаемых явлений для установления закономерных диалектических связей между отдельными явлениями);
    — приступая к наблюдению, необходимо ясно осознать его цель и четко формулировать исследуемую проблему;
    — при наличии большого количества возможных объектов наблюдения выбрать только те, которые находятся в наиболее благоприятных для исследования условиях;
    — необходимо тщательно остерегаться преждевременных выводов и суждений, основанных на недостаточном материале первых впечатлений;
    — необходимо исключить из поля внимания стороны, не имеющие значения для изучаемого явления;
    — все обнаруженные факты должны быть зарегистрированы.
  4. эксперимент (осложненный метод наблюдения) — такой метод исследования, который дает возможность для разностороннего изучения того или иного явления произвольно вызвать это явление, заставить его многократно повториться, наблюдать его в упрощенном виде или изолированно от других сопутствующих ему явлений. Он используется главным образом как метод доказательств таких положений, которые построены на основании данных, полученных другими методами и являются научными гипотезами (вероятными догадками исследователя). Таким образом, сначала производятся предварительные наблюдения в натуре, в результате которых создается гипотеза, которую исследователь и намеревается с помощью эксперимента доказать.

Здесь также применима последовательность: предварительные наблюдения, создание гипотезы, построение математической модели, выполнение имитационного (математического) моделирования. см. подробнее научное мышление

Первоочередные и основные технические операции по обработке полученных данных — систематизация (классификация). В процессе классификации мышление порождает новую мысль, которая не содержится ни в тех данных, с которыми оно оперирует, ни в общем комплексе знаний исследователя. Она является результатом перекрещивания того и другого, порождается их совокупностью.

Обнаружение тех или иных связей и зависимостей между явлениями неизбежно ведет к необходимости найти объяснение для этих связей и зависимостей, установить их закономерность, т. е. к построению тех или иных определенных научных выводов, вследствие которых решение проблемы становится очевидным.

Каждая отрасль научного знания начинает свое существование с группировки фактов или предметов по каким-либо признакам, т. е. с их классификации (в зоологии — классификация животных, в ботанике — растений).

Затем производится оценка полученных данных (математическая проверка) с точки зрения их достоверности и значения для исследуемой проблемы. Во многих случаях данные, с которыми имеет дело исследователь, представляют собой результат обработки другими лицами.

«Факты — упрямая вещь». И они тем «упрямее», чем точнее выражены. Тем не менее дело не в самих фактах, сколько в их обработке. «Факты как факты не имеют никакой ценности. Это просто куча бесполезного хлама... и единственная выгода от обладания фактами заключается в возможности делать из них выводы» — Бокль.

Выводы из одних и тех же фактов могут быть сделаны различные в зависимости от того, кто именно и для какой цели эти выводы делает. Наиболее точными считаются факты, поддающиеся измерению, имеющие количественные выражения.

Отдельные выводы, объясняющие те или иные факты, делаются на протяжении всего процесса исследовательской работы.

Основной метод для построения научных выводов — систематическое сопоставление научных данных, имеющихся в распоряжении исследователя. Исследователь в поисках решения проблемы сопоставляет известные ему факты в различных их комбинациях:
— исследователь должен сосредоточить все свое внимание на исследуемой проблеме. Это дает возможность ввести в сферу сознания максимальное количество относящихся к данной проблеме фактов и идей;
— исследователь должен ко всему подходить с вопросом — «тот, кто много спрашивает, многому научится» — Р. Бэкон;
— в максимальной мере использовать преимущества коллективного обсуждения полученных данных;
— следует делать перерывы в работе для полного отдыха или замены ее другой работой;
— большая работоспособность и недюжинная настойчивость — «гений — это терпение» — Бюффон.

Результаты каждого научного исследования должны быть материализованы в такой форме, которая делала бы их доступными для других лиц.

Литературное научное произведение — описание произведенной научно-исследовательской работы, т. е. изложение в письменной форме тех или иных оригинальных мыслей автора в их логической последовательности и с приведением соответствующих доказательств.

Структура научной статьи:

Основные требования к литературно-научному произведению:
— краткость изложения («Non multa, sed multum» — о многом в немногих словах);
— ясность изложения (ясность выражения есть всегда результат ясного мышления). То, что недостаточно продумано и потому не вполне ясно самому, нельзя точно и ясно выразить для других.

более подробнее см. тему Академическое письмо — здесь, здесь и здесь.

Список использованных источников:

  1. Научная организация труда и управления, (1965 г), см. стр. 139
Подписаться на блог
Поделиться
Отправить
Запинить
Дальше